- Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
- Психическое (эмоциональное) насилие –периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Пренебрежение основными потребностями ребенка
Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.
Последствия жестокого обращения,
пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности:
Возраст
|
Реакция на психологическую травму
|
Дети от 0 до 3-х лет
|
Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.
|
Дошкольники
(3-6 лет)
|
Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Пассивная реакция на боль, болезненное отношение к критике, замечаниям, негативизм, лживость, воровство, агрессия.
|
Дети младшего школьного возраста
(7-11 лет)
|
Страхи, чувство стыда, недоверие к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение.
|
Какой урок выносит ребенок из жестокости?
- Ребенок не заслуживает уважения.
- От взрослых нет защиты.
- Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
- Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
- Насилие – это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
- Отрицание чувств – нормальное здоровое явление.
-
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
- Насмешками над слабыми и беззащитными.
- Драками с одноклассниками.
- Унижением девочек, символизирующих мать.
- Плохим отношением к учителю.
- Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
- Суицидальные попытки.
-
Домашнее насилие над несовершеннолетними
Насилие над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Актуальность вопроса существует для многих стран, в том числе и для Беларуси. Количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Проблема насилия над детьми существует достаточно давно. Однако долгое время она не подвергалась обсуждению, ведь считалось, что это лишь дело отдельно взятой семьи и выносить ее на обозрение социума неприемлемо. К счастью, общество начинает осознавать весь жестокости по отношению к детям. Перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Детям, которые подвергаются жестокому обращению со стороны родителей, достаточно сложно проходить процесс социализации личности. Существует реальная угроза их здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию, а также жизни в целом.
Что следует понимать под жестоким обращением?
Под жестоким обращением понимаются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка. Таким образом, жестокое обращение включает в себя не только насилие над несовершеннолетними, имеющее физический (избиение, истязание, удары, пощечины, попытки удушения или утопления ребенка и др.), сексуальный характер (демонстрация ребенку половых органов, все виды сексуальных контактов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок), но и психологический (угрозы, запугивание, изоляция, неприятие и постоянная критика, унижение и т.д.). Сюда также относят пренебрежение основными нуждами ребенка (санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, постоянный голод или жажду и др.).
Эмоциональные реакции детей на насилие или жестокость
Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»
Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.
Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.
Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей, применявших насилие.
Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», – чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.
Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое время расставаться со вторым родителем.
Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может обращаться негативное внимание, когда они воспроизводят насилие, свидетелями которого были.
Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.
Стыд. Чувствительность к позору насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для более старших детей.
Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в дальнейшем.
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищённости, не теряет актуальности. Своевременное выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, способствует оперативному принятию мер со стороны учреждений образования, органов внутренних дел по защите несовершеннолетних от физического, психического (эмоционального), сексуального насилия.
В Алгоритме дано определение понятия «насилие», видов насилия, признаков насилия, раскрыты особенности взаимоотношений в семье, в которой наблюдается насилие, и перечень принимаемых мер при выявлении признаков насилия.