Довольно часто наблюдается задержка речевого развития у малышей, хотя они здоровы, нет нарушений слуха и повреждения центральной нервной системы. Если ваш ребенок не начал вовремя говорить, достаточно ли вы разговариваете со своим ребенком?
Если да, то просто ли вы говорите с ним? Не «сюсюкаете» ли вы или другие близкие, ухаживая за ребенком.
Стимулируйте речь ребенка. Ребенок учится говорить слоги, подражая движениям губ, языка, щек. Шутя обучайте ребенка артикуляционным движениям, которые в будущем послужат базой для правильных звуков.
- открывать и закрывать широко рот;
- вытягивать губы в улыбку и трубочку;
- язычок вперед, назад (широкий) – кошка лакает молоко;
- слизывание широким язычком «варенье с верхней губы»;
- язычок вправо-влево «часики»;
- щелкать язычком «лошадка»;
- выработать сильную воздушную струю на середине языка сдувать ватку с носа широким языком.
Необходимо развивать у ребенка мелкую моторику пальцев, так как это способствует растормаживанию работы моторных речевых отделов головного мозга, где представлены рядом рука и орган артикуляции.
Развивая руку, вы помогаете ребенку учиться говорить.
Пальчиковая гимнастика:
- играем на «пианино»;
- разгибание пальчиков из кулачка по одному;
- пальчики здороваются с большим пальцем;
Работа с мелким материалом:
- мозаика кнопочная: пшено, рисовые зерна (составить узор);
- нанизывание бусинок на шнурок и снятие по одной;
- шнуровка;
- рвать бумагу на мелкие кусочки;
- рисование, раскрашивание, обводка трафаретов;
- работа с пластилином.
Запомните!!!
Нарушение речи ребенка приносит ему огорчение. Речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются. Для речевых нарушений характерно несоответствие речи возрасту ребенка.
В школе недостатки речи отражаются на успеваемости. Своевременно обращайтесь к логопеду при дефектах речи.